Развитие и воспитание детей
пятого года жизни
Образовательные задачи:
- Формирование у детей культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми.
- Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.
- Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержка развития самостоятельности в самообслуживании и при организации разных игр.
- Формирование у детей понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержка чувств удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой.
- Обучение детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
Содержание образовательной работы:
Для формирования у детей культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми педагог:
- поддерживает формирование у детей элементарных навыков вежливости ( уметь здороваться, прощаться и т.п.);
- приобщает детей к культуре поведения в быту (за столом, в помещении, транспорте, на улице);
- учит детей следить за опрятностью и аккуратностью внешнего вида;
- дает образец этически ценного поведения по отношению друг к другу; высказывая похвалу-одобрение, выражая свои чувства (« Мне нравиться слушать, как ты поешь песенку», «Я рада, что ты пришел!»);
- способствует совершенствованию ранее приобретенных детьми культурно-гигиенических навыков: мыть руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихода с улицы, после загрязнения, туалета; мыть лицо; насухо вытираться полотенцем; аккуратно есть, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; полоскать рот питьевой водой после приема пищи и т.п.
Для формирования у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей педагог:
- побуждает детей видеть связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состояние, используя естественно возникающие в группе ситуации, а также опыт детей, полученный в слушании художественной литературы, в играх по сюжетам сказок, различных видах театра с участием детей и взрослых, отображающих отношения и чувства людей;
- обогащает представления детей о сверстниках группы, об их отношениях: кто с кем чаще общается, играет, рисует; кто с кем дружит; обсуждает с ними выбор партнеров; способствует осознанию детьми своего положения среди сверстников, характер отношений к нему других детей и на основе возрастающей потребности в общении со сверстниками создает условия для возникновения детского сообщества;
- предлагает ребенку поинтересоваться, доволен ли другой тем, какие игрушки, фломастеры, карандаши ему достались, как распределили роли, поручения, обязанности («Ты согласен?», Доволен?», « Не будешь обижаться?»;
- помогает детям рассказывать о своих чувствах, подводит их к необходимости принять приемлемое в данной ситуации решение; дает ребенку понять, что разрешается (можно и нужно) высказывать свое несогласие делать то, что он считает неправильным (например, участвовать в плохих поступках);
- поддерживает потребность в положительной самооценке, способствует укреплению веры в себя, свои силы, развитию самостоятельности и уважения к себе (хвалит ребенка, приободряет словом, улыбкой, прикосновением)
- организует досуговые игры, которые приобретают более самостоятельный и разнообразный характер; практикует игры-развлечения; театральные игры( кукольный театр, простые инсценировки и т.д.), приуроченные в том числе к праздникам различного рода; празднично- карнавальные игры, игры сезонного характера; привлекает детей к организации традиционных народных игр ( «Репка», «Гуси-гуси» и др.);
Начинает развивать и поддерживать интерес и внимание к окружающим взрослым и детям (в том числе членам своей семьи; например, предложить ребенку узнать у них про их детство, про любимые игрушки и игры и т. п, которые могут оказаться созвучными интересам и чувствам самого ребенка);побуждает проявлять доброту, заботу о другом человеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им.
Для развития содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержки самостоятельности педагог:
- создает условия для овладения разнообразными способами и средствами общения: называть взрослого по имени-отчеству; обращаться к сверстнику по имени, названию роли( «водитель», «доктор»), использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям: « посмотри сюда…», «послушайте, пожалуйста…», при этом смотреть в глаза, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей;
- при конфликте ребенка со сверстниками побуждает детей «договариваться», помогает выслушивать других детей, их желания, дает возможность сказать о своем желании и вместе найти способ разрешения конфликта, учит детей «мириться»;
- способствует совместному участию мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых, театрализованных и других видах игр, в выполнении заданий; использует художественную литературу, обсуждая с детьми особенности поведения, характерные для мальчиков ( сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т.д. ) и девочек ( нежная, скромная, красивая и т.д.), а также общечеловеческие ( терпеливый, доброжелательный, готовый помощь другому и т.д.);
- активно поддерживает самодеятельную игру детей, помогает организовать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; поддерживает образование культурного игрового детского общества: партнерство и уважительное отношение играющих детей друг к другу, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний, стремление соответствовать реальному событию;
- продолжает развивать самостоятельность в самообслуживании;
- приближает детей к более адекватной самооценке конкретных собственных достижений в различных видах деятельности 9 игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.), начиная с положительных оценок («Это у тебя получилось очень хорошо, а вот здесь...»);
- поощряет начала регулировки собственного поведения ребенком на основе усвоенных норм и правил ( обиделся, хотел стукнуть обидчика, но не сделал этого; не успел взять игрушку, которую хотел, но не стал отнимать у другого ребенка, а попытался договориться: играть ею вместе, играть по очереди и т.п.);
- формирует у детей умение общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации ( что видел по дороге в детский сад; как гулял в парке в воскресение, играл ли с другими детьми и т.п.), и способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно-ролевой игре;
- учит поддерживать беседу, вести содержательный разговор.
Для формирования у детей понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержки чувства удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой педагог:
- помогает детям следить за порядком в местах для занятий, игр, прогулки пр.); поддерживать чистоту и порядок в помещении ( вытирать ноги перед входом в дом, смахивать снег с одежды и т.п.) и на участке;
- поощряет детей, которые стремятся помочь взрослым в уборке игрушек, подклеивании книг, в создании выставки детских работ, стремятся помочь дежурным при раскладывании салфеток и приборов при подготовке к обеду или подготовке материалов к разным видам совместной деятельности и т.п.;
- развивает стремление быть полезным для окружающих, замечать их нужды, оказывать посильную помощь; участвовать в выполнении коллективных поручений, понимать значение своего труда для других;
- воспитывает уважительное отношение к труду других людей;
- формирует у ребенка чувство удовлетворительности от участия в различных видах деятельности творческого характера, поддерживает проявления индивидуальности (выступление на праздниках, участие в выставках работ и пр.).
Для формирования основ безопасного поведения педагог:
- обеспечивает усвоение правил безопасного поведения в детском саду и на участке, в лесу (и до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность на улице);
- формирует у детей основы безопасного поведения на улице, в общественном транспорте, дает первые представления о правилах дорожного движения (значение сигналов светофора и т.п.), обращая внимание детей на то, что они обязательно должны переходить дорогу только за руку с родителями, не выбегать на дорогу за мячом и т.п.);
- прививает осмотрительность в незнакомых и сложных ситуациях; учит ( не запугивая при этом детей) быть осторожными при встрече с незнакомыми людьми: не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя;
- учит детей обращать внимание на начальные признаки заболевания ( озноб, при болезни ( лежать в постели, смотреть книжки, пить лекарства);
Приучает ребенка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, учит предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- рассказывает детям об опасности переедания, злоупотребления сладостями, жирными, мучными продуктами, проигрывая разные ситуации; объясняет, почему нельзя есть в транспорте, на улице, в других, не предназначенных для этого местах, а также во время игр; почему при появлении жажды следует пить только кипяченую воду и т.п. |