Салтыкова воспитателям

              муниципальное             дошкольное образовательное

  учреждение  

 "Детский сад № 10 "Россияночка"  

г. Семёнов, Нижегородская область

Решаемвместе
Неубранмусор, яманадороге, негоритфонарь? Столкнулисьспроблемой - сообщитеоней!

 

Воспитателям

 

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Музыкальные игры как ресурс совершенствования музыкально – ритмических способностей старших дошкольников»

Музыкальный руководитель Салтыкова С.К.

Цель: Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов. 

  

Музыкальная игра «Бабушка, купим курочку»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: Развитие музыкально – ритмических способностей детей.

Задачи:  1. Развитие чувства ритма.

                2. Совершенствование умения составлять и пропевать ритмические формулы.

                3. Закрепление певческих навыков.

 4. Развитие внимания и памяти: согласованность движений и пения.

Материал: мольберт, демонстрационный экран с кармашками, шапочки животных или игрушки.

Содержание игры:

       Перед началом игры выбираются: ведущий – продавец, покупатель, бабушка, животные (животными могут быть дети в шапочках или выставляться картинки или игрушки в определённой последовательности (в соответствии с песней)

       В одной линии с «продавцом» стоит мольберт, на котором можно разместить карточки, животные (дети, игрушки или картинки) и бабушка. Дети (среди них «покупатель») стоят напротив.

       У «покупателя» кошелёк с «деньгами» (маленькие и большие монеты), из них будет выкладываться ритмический рисунок, например: ин-дю-шо-нок     ко-РО-вуш-ка

Дети поют 1 фразу песни:

«Купим мы, бабушка, себе курочку» – идут вперёд, на повтор – назад.

Бабушка: Есть ли денежки у вас? Все хором: Есть!

Продавец Макар: Подходите хоть сейчас! (Выходит покупатель с кошельком)

                    Как звучит угадывай - денежки выкладывай!                 

 (Слово ты произнеси - столько денежек плати)

(ребёнок может выложить большими и маленькими монетами ритмический рисунок по - разному:)

                                               

 КУ-         роч-       ка            КУ-      РОЧ-        КА                             ку-     роч-  ка  

Все пропевают ритмический рисунок на мольберте и прохлопывают его. (продавец убирает денежки). Затем курочку забирает «покупатель» и отводит к «Бабушке», сам отдаёт кошелёк другому ребёнку – теперь он «продавец», игра продолжается. Все последующие действия такие – же. В конце игры дети исполняют всю песню, а продавец говорит:  

Распродал я весь товар! Рынок закрывается!

Все хором: Выходи – ка в круг, Макар, пляска начинается! (звучит плясовая – начинает танцевать Макар (продавец), к нему выходят все – общая свободная пляска)

                                                                                                          Читать подробнее

 

 

         «Музыкальная игра – ресурс совершенствования музыкально – ритмических способностей старших дошкольников»

  Консультация для педагогов

           В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая может явиться одним из наиболее эффективных средств развития детского музыкального творчества, выступающего в качестве составного компонента музыкальной культуры ребенка. Творческие проявления дошкольников в музыкально-игровой деятельности становятся важнейшими показателями уровня развития музыкальной культуры ребенка, выражающейся в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку, а также оценивать результаты творческого процесса.

          Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством, и является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека.

                                                                                                                             Читать подробнее

 

 

 

               

 

       

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста 

          Насколько активно воспитатели дет­ского сада участвуют в музыкальном вос­питании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкаль­ном занятии — с целью поддержания дис­циплины. А некоторые не считают нуж­ным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность му­зыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процес­са музыкального воспитания требует от педагога большой активности.  

         Воспиты­вая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо пони­мать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, мето­дическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

Оказывать помощь музыкальному ру­ководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выпол­нения движений.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсут­ствия музыкального руководителя.

Разучивать движения с отстающими детьми.

Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с по­мощью технических средств.

Развивать музыкальные умения и на­выки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инстру­ментах (металлофоне, тембровых коло­кольчиках,деревянных ложках и др.).

Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

Учитывать индивидуальные возмож­ности и способности каждого ребенка.

Развивать самостоятельность, иници­ативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной худо­жественной деятельности.

Создавать проблемные ситуации, ак­тивизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

Использовать имеющиеся у детей му­зыкальные умения и навыки на заня­тиях по другим видам деятельности.

Включать музыкальное сопровожде­ние в организацию занятий и режимных моментов.

Принимать непосредственное уча­стие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выяв­лению музыкальных умений и навы­ков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Принимать активное участие в подго­товке и проведении праздников, раз­влечений, музыкальных досугов, ку­кольных спектаклей. 

Готовить тематические подборки поэ­тического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально­го зала для праздников и развлечений.

Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

  На музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его ак­тивного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач:   

 Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у де­тей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2.  Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методиче­ского материала.     

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опро­сных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполне­нии знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6. Не поет с детьми при самостоятель­ном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
   

 Музыкально-ритмические движе­ния и игры:

1. Участвует в показе всех видов дви­жений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети испол­няют самостоятельно;

4.  Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполне­ние условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протя­жении всего музыкального занятия.

          Роль воспитателя на музыкальной непосредственной

                                 деятельности и на праздниках

         Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Самым наглядным примером заинтересованного воспитателя в нашем детском саду  является Зоя Викторовна Жуковская. Она всегда принимает участие в занятии с большой долей оптимизма и интереса. Мы можем запланировать открытое музыкальное занятие с ее группой с целью продемонстрировать действия воспитателя на занятии.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

   Итак:

На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

 

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

   Итак:

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится! 

 

Воспитатель и музыкальный руководитель:

вопросы сотрудничества и сотворчества

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

 

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Организация педагогических совещаний

 

 

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

  

Общность профессионально-педагогических задач   как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.

 

Воспитатель детского сада

Музыкальный руководитель

Задачи мониторинга

 

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие

дошкольника
 

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса  детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. 

 

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском

саду педагогических условий

на музыкальное воспитание

и развитие дошкольника 

Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

 

Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач   воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден
 

Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

 Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

 

 

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка 
 

 

Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

 

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
 

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения