| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||
Воспитателям
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Музыкальные игры как ресурс совершенствования музыкально – ритмических способностей старших дошкольников» Музыкальный руководитель Салтыкова С.К. Цель: Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов. Музыкальная игра «Бабушка, купим курочку» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие музыкально – ритмических способностей детей. Задачи: 1. Развитие чувства ритма. 2. Совершенствование умения составлять и пропевать ритмические формулы. 3. Закрепление певческих навыков. 4. Развитие внимания и памяти: согласованность движений и пения. Материал: мольберт, демонстрационный экран с кармашками, шапочки животных или игрушки. Содержание игры: Перед началом игры выбираются: ведущий – продавец, покупатель, бабушка, животные (животными могут быть дети в шапочках или выставляться картинки или игрушки в определённой последовательности (в соответствии с песней) В одной линии с «продавцом» стоит мольберт, на котором можно разместить карточки, животные (дети, игрушки или картинки) и бабушка. Дети (среди них «покупатель») стоят напротив. У «покупателя» кошелёк с «деньгами» (маленькие и большие монеты), из них будет выкладываться ритмический рисунок, например: ин-дю-шо-нок ко-РО-вуш-ка Дети поют 1 фразу песни: «Купим мы, бабушка, себе курочку» – идут вперёд, на повтор – назад. Бабушка: Есть ли денежки у вас? Все хором: Есть! Продавец Макар: Подходите хоть сейчас! (Выходит покупатель с кошельком) Как звучит угадывай - денежки выкладывай! (Слово ты произнеси - столько денежек плати) (ребёнок может выложить большими и маленькими монетами ритмический рисунок по - разному:)
КУ- роч- ка КУ- РОЧ- КА ку- роч- ка Все пропевают ритмический рисунок на мольберте и прохлопывают его. (продавец убирает денежки). Затем курочку забирает «покупатель» и отводит к «Бабушке», сам отдаёт кошелёк другому ребёнку – теперь он «продавец», игра продолжается. Все последующие действия такие – же. В конце игры дети исполняют всю песню, а продавец говорит: Распродал я весь товар! Рынок закрывается! Все хором: Выходи – ка в круг, Макар, пляска начинается! (звучит плясовая – начинает танцевать Макар (продавец), к нему выходят все – общая свободная пляска)
«Музыкальная игра – ресурс совершенствования музыкально – ритмических способностей старших дошкольников» Консультация для педагогов В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая может явиться одним из наиболее эффективных средств развития детского музыкального творчества, выступающего в качестве составного компонента музыкальной культуры ребенка. Творческие проявления дошкольников в музыкально-игровой деятельности становятся важнейшими показателями уровня развития музыкальной культуры ребенка, выражающейся в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку, а также оценивать результаты творческого процесса. Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством, и является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека.
Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки. Педагогу-воспитателю необходимо: Знать все программные требования по музыкальному воспитанию. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя. Разучивать движения с отстающими детьми. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках,деревянных ложках и др.). Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным. На музыкальном занятии Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач: Слушание музыки: 1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность; 2. Следит за дисциплиной; 3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала. Распевание, пение: 1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений; 2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей; 3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию; 4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности; 5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах; 6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном Музыкально-ритмические движения и игры: 1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям; 2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — 3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно; 4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца 5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения; 6. Берет одну из ролей в сюжетной игре; 7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия. Роль воспитателя на музыкальной непосредственной деятельности и на праздниках Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать. Самым наглядным примером заинтересованного воспитателя в нашем детском саду является Зоя Викторовна Жуковская. Она всегда принимает участие в занятии с большой долей оптимизма и интереса. Мы можем запланировать открытое музыкальное занятие с ее группой с целью продемонстрировать действия воспитателя на занятии. А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий. Итак: На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие. Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д. Следить за правильным выполнением детьми движений. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Итак: 1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. 2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д. 3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. 4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д. 5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. 6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. 8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. 9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. 10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом). 11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место). И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества
Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем 1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Организация педагогических совещаний 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.
Задачи мониторинга
Задачи педагогического проектирования образовательного процесса
Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ
Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности
Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 11.12.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |