|
Образовательные программы в ДОУ |
|
Образовательные программы в МБДОУ
В МБДОУ реализуются следующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования:
комплексные:
- «Кроха» Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др. Нижегородский институт развития образования 1998 г.
- «Развитие» (научный центр Л. А. Венгера).
дополнительные образовательные программы
- «Юный эколог» Н. С. Николаева М. 1993. 1999 г.
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева М. 1998 г.
- «Камертон» Э. П. Костина Н. Н. 1999 г.
- «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М. 1997 г.
- «Воспитание здорового ребенка» М. Д. Маханева
- Программы коррекционно-развивающего обучения, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
- «Мы», Н. Н. Кондратьева.
- Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-Дансе», Ж. Е. Фирилёва, Е.Г.Сайкина.
Подробнее о программах
 |
Программа "Кроха" - воспитание, обучение и развитие дете до 3 лет
Авторы: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др. Впервые подготовлена для родителей программа воспитания ребенка от рождения до 3 лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено: что, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие. Цель программы: комплексно развивать, воспитывать и обучать детей в возрасте до 3 лет.
Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Младенческий, ранний возраст — наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья.
Авторы особое внимание в программе обращают на развитие у детей любознательности, самостоятельности, активности, инициативности. Программа состоит из четырех глав. Впервые в нее включен материал, посвященный предродовой педагогике (первая глава). Вторая глава — «Как я буду расти и развиваться» — содержит характеристику особенностей физического, психического, личностного развития ребенка от рождения до 3 лет и условий, в которых оно происходит. Третья глава — «Гуленька» — представляет программу воспитания и развития детей 1-го года жизни. В четвертой главе — «Я сам» — предложена программа воспитания и развития ребенка 2-го и 3-го года жизни по видам деятельности. Так легче проследить основные этапы развития малыша и реализовать их цели и задачи. В конце каждого параграфа и главы книги резюмируются основные положения программы воспитания и развития.
Программа предусматривает экологическое воспитание малышей. В ней выделен раздел «Как прекрасен этот мир!» (начало экологического воспитания). |
 |
Программа "Развитие"
Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет. Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.
В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.
Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа составлена для каждого возраста.
Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.
Рекомендована Министерством образования РФ. |
 |
Программа "Юный эколог"
Автор: С.Н. Николаева
Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Она поможет обучающимся систематизировать базовые знания по окружающему миру, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать природу своего края.
Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как эстетический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание детьми необходимости экологически правильного отношения к животному миру.
Цель программы - формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся, основными чертами которой является ответственное отношение к природе, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
-дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
-научить применять на практике знания, полученные в объединении;
-формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека.
Воспитательные:
-прививать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
-воспитывать потребность в общении с природой;
-способствовать формированию знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Развивающие:
-формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
-формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
-развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Рекомендована Министерством образования РФ. |
 |
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.
Рекомендована Министерством образования РФ.
|
 |
Программа "Камертон"
Автор Э.П.Костина
Программа «Камертон», известная всей России, предлагает научно обоснованную систему музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, опирающаяся на лучшие традиции отечественных исследований и современные программно-методические документы.
«Камертон» особенно интересен интеграцией задач всех видов музыкальной деятельности.
Автор программы, доктор педагогических наук, профессор Э. П. Костина, придает задачам музыкально-творческого развития детей главенствующее значение. Формирование и развитие музыкального творчества ребенка рассматривается во всех трех его позициях в музыкальной деятельности: ребенок – слушатель, ребенок – исполнитель, ребенок – сочинитель.
Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.
Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.
В программе учтены и представлены «современные требования к образовательной программе, а именно:
- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка;
- заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми;
- учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка [4,5;4].
Данная программа представлена в виде семи разделов – ступеней развития, охватывающих весь дошкольный период от рождения до семи лет.
Рекомендована Министерством образования РФ. |

|
Программа «Музыкальные
шедевры» Автор: О. П. Радынова
Программа ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
песня, танец, марш;
музыка рассказывает о животных и птицах;
природа и музыка;
сказка в музыке;
музыкальные инструменты и игрушки
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Рекомендована Министерством образования РФ. |
 |
Программа «Здоровый ребенок»
Автор: М.Д. Маханева
Программа “Здоровый ребенок” направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Цель программы: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Рекомендована Министерством образования РФ. |
|
|
|