Родителям

 

Слушаем хорошую добрую музыку.

         Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослым.
         Очень часто люди находятся в заблуждении: если ребенок не поет, это значит, что у него нет слуха, медведь на ухо наступил. Это просто удивительное заблуждение. Иногда дети, не умеющие петь, обладают абсолютным слухом. И потом превращаются в профессиональных музыкантов. Это происходит сплошь и рядом. Дело в том, что наличие слуха и владение голосовыми связками – это два совершенно разных занятия. Потому что когда человек поет, он просто управляет своими связками. Например, если молотобойцу дать руками собрать наручные часы с мелкими шестеренками-колесиками, он не сможет этого сделать, потому что он работал с кувалдой и с наковальней, понимаете? У него пальцы огромные, мощные, ему трудно это сделать, потому что он этими пальцами не владеет. Или скрипачу с тонкими пальцами дать поработать на наковальне, что он там накует? Можете себе представить.

          Проблема в том, что мамы перестали петь своим детям. Перестали петь колыбельные, перестали петь песни. Все сейчас заменяют проигрыватели, диски и прочее. Поэтому у детей не формируются навыки пения с раннего детства. Потому что когда один человек поет, а другой слушает – у того, кто слушает, непроизвольно сокращаются голосовые связки, он как бы подпевает, может быть, даже не издавая звука. Иногда родители внушают ребенку: "Да тебе медведь на ухо наступил". И ребенок говорит: "Да, мне медведь на ухо наступил, нет у меня никакого слуха, я петь не умею". Вот это неправильно, этого делать не следует, необходимо давать ребенку слушать как можно больше. Надо просто слушать хорошую добрую музыку. Не надо тяжелого рока, потому что это все уйдет в какой-то такой тупик, очень темный и очень грустный.

              Многие сетуют, что уровень музыкальной культуры у нас катастрофически падает. Ну да, есть такое дело. Может, и не катастрофически, но снижение есть, что уж тут…
Так ведь не сам собой он то ли падает, то ли снижается! Финансирование, понимаешь, урезают, закрывают музыкальные учебные заведения, и т.д..
Это так. Однако не дома же у нас его урезают! Ведь всё оттуда начинается!

И причин масса, не суть важно каких. Да и Бог бы с ними! Но что вы слушаете дома и на какие концерты ходите? Вот где уроки музыки! Вот что важно, что закладывать базу для развития и поддерживать интерес - самим надо…Са-мим.       Уважаемые родители! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил.
Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели? Разумеется, необходима музыка - народная, классическая, адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.
        Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки - песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним.

        Песенок - потешек очень много. Напевая песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке, чтобы сделать общение с ребенком более интересным и содержательным.


Поём песенки - потешки

  

                              "Потешки для умывания."  

 

Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
               ***

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят - все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся - маму, дочка, слушайся.

                ***

Мою ручки, мою ножки, мою спинку моей крошке,
Крошка очень рассердилась:“Я давно сама умылась”

               ***

Мы проснулись-потянулись,  маме нежно улыбнулись, 
Сели на горшок с утра. Умываться нам пора! 
Волшебная водичка на розовое личико, 
Ручеек из сказки  на носик и на глазки, 
Брызги из кадушки на щечки и на ушки, 
Дождичек из лейки на лобик и на шейку. 
Ливень с теплой тучки на маленькие ручки. 
Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!) Целуй меня, мамуля!

                  ***

 Ёжик в бане вымыл ушки, шейку, кожицу на брюшке,

 И спросил енота ёж: " Ты мне спинку не потрёшь?"

                  ***

Носик, носик! Где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка! Где ты, щёчка? Будет чистенькая дочка.

               

                  ***

Шла купаться черепаха и кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь-кусь-кусь-кусь, Я купаться не боюсь!

 

                  ***

Буль, буль, буль, карасики. Моемся мы в тазике. 
Рядом лягушата, рыбки и утята.

 

                                Для развития ритма.

Большие ноги шли по дороге: топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

(можно отстукивать ритм кубиками  или деревянными ложками)

 

Ты мороз-мороз-мороз, не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, уводи стужу с собой.
А мы саночки возьмем, мы на улицу пойдем.


                               Потешки для одевания.

 

Маша варежку надела: - Ой, куда я пальчик дела? 
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал. 
             ***
Маша варежку сняла: - Поглядите, я нашла! 
Ищешь, ищешь — и найдешь. 
Здравствуй, пальчик!  - Как живешь?

             ***

Тушки - тутушки, где твои ушки? 
Ушки в шапке, не достанут лапки.

Раз, два, три, четыре, пять — собираемся гулять.

             ***

Завязала Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать.

     

                 

  Пойте своим детям колыбельные.

      

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня - это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.

• Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны.

• Ребенок быстрее забывает свои беды, когда  его укладывают спать с лаской: именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы.

• Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.

• От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.

• Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его. Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

         Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.                 

                 Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!). Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.

                На Востоке, о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен.» Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее…Слушание колыбельных песен поможет детям, которые по разным причинам лишены живого материнского общения. Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств. Можно использовать аудиозаписи или петь вместе с исполнителем. В  колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.

             «Малыш заснул!» — сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы — немного отдохнуть. Однако каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы «усыпить» свое чадо. А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребенок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя — приглушенное освещение, тихая музыка… Кроме того, испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей и взрослых — это колыбельные песни. При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность — именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, «чудесно прикасаясь к глубине души (М. Горький), открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту. Чувство сердечной нежности, утонченной ласковости пробуждает в юных сердцах музыка, которая раскрывает тонкую красоту природы, любви, восхищения, удивления, благоговения перед женщиной.» Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние?

В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Недавно ученые провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое. Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Подарите своим близким и любимым колыбельные.

                                Колыбельные  песенки.

Баю, баюшки–баю, не ложися на краю.
Придёт серенький волчок и ухватит за бочок.
И утащит во лесок, под ракитовый кусток!

             

               ***

Баю, баю, баю-бай, спи мой мишка (малышка), засыпай.
Ты закрой, закрой глазок, ты поспи, поспи часок.
Баю, баю, баю-бай, спи мой мишка, засыпай.

               

               ***

Баю-баюшки-баю! Во лазоревом краю
Солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах, звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок тихий месяц-пастушок.
              

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна. 
              

 ***
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем. 
     

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!" 

            
«Ночь пришла, темноту привела…»
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай. 
             
«А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…»
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить. 

          
«Баю-баю, баю-бай… Спи мой ... засыпай…»
Баю-баю, баю-бай,
Спи мой ... засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к ... в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали ... величать:

               ***
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
БУдет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.

 

«Ходит сон у окон…»
Ходит сон
У окон,
Бродит дрема
Возле дома.
И глядят –
Все ли спят?
Раздень меня, разуй меня,
Уложи меня, укрой меня,
А засну я сам.
               

«Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай…»
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь!

              
«О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»
О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!

«Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай…»
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.

«Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи…»
Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.


«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

«Ой, люли-люлюшеньки, баиньки-баюшеньки...»
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.

 

«Играйте с детьми в музыкальные игры»

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста  

Цель: Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы, непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка.

Задачи:

- Способствовать формированию ситуации общности интересов между педагогами, родителями и детьми.

- Познакомить с музыкальными играми.

- Содействовать развитию умения взаимодействовать с ребёнком, устанавливать дружеский контакт.  

Читать подробнее 

 «Музыка + Игра = Музыкальная Игра!»

Консультация для родителей   

         Музыкальная игра является одним из самых привлекательных видов деятельности для детей. Она дарит яркие эмоции, вызывает большой интерес и желание двигаться, развивая при этом все жизненные процессы. Уже давно известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения. Ещё в Древней Греции знали, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «лучший метод воспитания… выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Благодаря ему ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим». 

Читать подробнее

 

Картотека музыкальных игр для старших дошкольников

1.  Музыкальная игра «Мяч» (старший дошкольный возраст) 

Цель: развитие музыкально – ритмических способностей детей.

Задачи: 1. Передавать в пении задорный, ритмичный характер песни. 

2. Совершенствовать лёгкость и ритмичность поскоков.

3. Способствовать развитию чувство ритма.

4. Воспитывать дружелюбие, общительность.

Методическое обеспечение: «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» Конспекты Музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая группа, с.176, диск 1, №16 англ.н.м.«Полли»)

 

Ход игры: Дети встают в круг, поют, водящий («Мячик») бежит поскоками внутри круга. На припев – мячик прыгает на месте на двух ногах, на проигрыш – все дети прыгают на двух ногах на месте, а «мячик» выбирает кого – нибудь из друзей и выводит в круг, сам встаёт на его место. Игра продолжается с новым водящим – «мячиком».

 1.    Кто такой, кто такой по дорожке скачет?

         Это наш озорной непоседа мячик!

Припев: Прыг – скок, прыг – скок, непоседа мячик,

                Прыг – скок, прыг – скок, непоседа мячик!

                                  ПРОИГРЫШ 

2.    Скачем мы без труда с мячиком прыгучим,

         Вместе с ним никогда не бывает скучно!

Припев: Прыг – скок, прыг – скок, не бывает скучно,

                Прыг – скок, прыг – скок, не бывает скучно!

                                  ПРОИГРЫШ 

3.    Он летит, он летит, устали не знает,

Нам расти, нам расти мячик помогает!

Припев: Прыг – скок, прыг – скок, устали не знает,

                Прыг – скок, прыг – скок, мячик помогает!

 Примечание. Можно сделать водящими несколько человек, двух или трёх.

                                                                                                                      Читать подробнее